Маринка не грусти. Ура. Я знала, что ты оценишь.
Сегодня ночью пересмотрела "Реквием". Странно, я никогда не включаю этот фильм добровольно, ДВД мирно покоится на полке, хоть и на самом почетном месте. Тяжело собраться. А когда показывают по телевизору- смотрю всегда. Собрала на бумагу кое-какие мысли. Получилось много. Устала. Кому не охота- не читайте. Выкладываю здесь исключительно для тех, кто просил.
Я навеки останусь, видимо,
В этом списке пропавших без вести
На фронтах той войны невидимой
Одаренности с бесполезностью...
Итак, "Реквием по мечте"
У этого фильма, как и у любого другого хорошего фильма, два сюжета.
Первый сюжет, внешний, можно изложить в следующем предложении: фильм о помешанной на ТВ старухе и ее сыне, смазливом наркомане, который решил вместе со своими друзьями разбогатеть на наркоторговле, но облажался.
Второй сюжет, внутренний, можно описать еще короче: фильм об одиночестве. Фильм о том, как люди в отчаянии хватаются за призрачную надежду на счастье, не боясь рискнуть тем немногим, что имеют. О том, как человек, не задумываясь, решается на безрассудство ради того, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя кому-то нужным. И о том, как все это безуспешно...
Первый главный герой- пожилая женщина Сарра, влюбленная в телевидение. Кого ей заменяет телевизор становится понятно уже с первых минут фильма (или так, по крайней мере, кажется). Сарра получает приглашение участвовать в своем любимом телешоу, и жаждет надеть на это шоу свое красное платье- любимое платье ее покойного мужа. Женщина решается сесть на диету, и со временем попадает в наркотическую зависимость от чудо-таблеток, прописанных ей известным диетологом, ни разу на нее не взглянувшим.
Ее сын, Гарри,периодически закладывает ее телевизор, чтобы раздобыть денег на очередную дозу. Однажды, измученный угрызениями совести, он решает стать опытным наркоторговцем, чтобы перестать закладывать мамин телевизор и обеспечить свою любимую Мерион всем необходимым в виде маленького ателье (ведь она создает потрясающие модели и это ее МЕЧТА).
У него, вроде бы, все получается. Он нашел помещение для ателье и купил маме новый огромный телевизор. Так, что все хорошо. Вроде бы.
У второстепенных героев- Мерион и Тайрона-темнокожего друга Гарри,- вроде тоже не все в порядке с психикой. Тайрон ищет в каждой женщине образ умершей матери, а Мерион пытается восполнить на стороне нехватку поддержки и понимания со стороны родителей.
Действие фильма разбито на времена года.Летом все у всех получалось. И солнце светило ярко. Сарра худела на глазах и у нее было лучшее место под солнцем среди соседок по дому. А Гарри с друзьями откладывал в коробку от обуви аккуратные пачки с зелеными купюрами.
Потом наступила осень. Письмо с телевидения все не приходило, а холодильник стал все чаще разивать свою огненную пасть и кидаться на Сарру. В город перестали поставлять дурь, так, что невозможно не просто перепродать ее повыгоднее, но даже обеспечить себя самого необходимой дозой. А еще эта рана на руке все больше, и болит все сильнее. Коробка от обуви пустеет и Мерион приходится переспать со своим бывшим психологом, чтобы раздобыть несколько зеленых бумажек. Начало конца.
И вот зима:
Тайрон, свернувшись клубочком, плачет на тюремной койке.
Мерион продает себя за маленькие мешочки с белым порошком.
Гарри лежит в больнице без сознания и без левой руки.
Сарра в клинике для душевно-больных. Но, даже после электрошоковой терапии, она продолжает мечтать о том, чтобы рассказать на своем любимом ток-шоу о своем замечательном сыне Гарри...
Фильм пронизан страхом, пустотой, невероятным отчаянием, щемящей безысходностью, ощущением предсмертной агонии, беззвучными криками о помощи. Неслучайно, все четверо героев фильма лежат в финальнолй сцене в позе эмбриона... Как много это говорит о человеческой жизни...
Пожалуй, одним из двух наиважнейших составляющих фильма является потрясающий саундтрек Клинта Манселла. Именно так звучит реквием по мечте. Это огромный ржавый крюк, грубо царапающий сердце, вырывающий из самой глубины его все то, что мы так упорно прячем, то, от чего пытаемся убежать.
Второе важное составляющее- это игра актеров.
Эллен Берстин, которую я вообще-то не люблю, просто блистательна. Просто до скрипа зубами восхищают сцены ее сумасшествия.
Дженнифер Коннелли. Отличная актриса. Но здесь превзошла саму себя. Особо запомнилась сцена разговора по телефону с Гарри, позвонившим ей из тюрьмы. Потрясающий парадокс между словами и чувствами...
Джаред Лето. Еще когда сущность моя была переполнена неприязнью и негативным отношением к нему, я безумно злилась на себя за то, что преклоняюсь перед его игрой в этом фильме. Он полностью растворился в своем персонаже, умер, переродился, и невозможно не видеть какую боль душевные и физические раны Гарри приносят Джареду (после "Реквиема" Джаред был на грани нервного истощения, а работу над фильмом он до сих пор называет адом).
Читаю свою рецензию и понимаю, что не смогла передать и сотой доли своих чувств. Описать это словами просто невозможно.
Это фильм не о наркомании. Это фильм о губительной силе безразличия. О горьком яде несбывшихся надежд. О том, как мы все-таки нужны друг другу...